Будь мужиком
Назад

Как работает и из чего состоит память любого человека?

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 10 мин
0
3

Патологии, нарушающие функции моста и их симптомы

Средний мозг на секциях обычно изображают в разрезе, проведённом на уровне верхних или нижних холмиковчетверохолмия.

Одна из удобных мнемонических техник для запоминания структур среднего мозга заключается в представлении разреза среднего мозга в виде перевёрнутой морды медведя. Тогда получается, что красные ядра — это «глаза» медведя, основания ножек мозга — это его уши, крыша мозга — это его подбородок, а покрышка среднего мозга и тела ножек мозга — это «лицо», широкая часть морды.

Средний мозг состоит из крыши, среднемозговой части покрышки, Сильвиева водопровода, и ножек мозга, а также нескольких отдельных ядер и пучков нервных волокон. В заднем (каудальном) направлении средний мозг граничит с задним мозгом (метэнцефалоном), состоящим из варолиева моста и мозжечка. В переднем (ростральном) направлении средний мозг граничит с промежуточным мозгом (содержащим таламус, субталамус, гипоталамус, эпиталамус и др.)[5].

Крыша мозга

- ножки, где в основном проходят проводящие пути;

- подкорковые центры зрения и слуха.

Как работает и из чего состоит память любого человека?

Его размер всего лишь два сантиметра. Состоит средний мозг из ножек и четверохолмия. Он отвечает за следующие функции: зрительную, слуховую, ориентирование в пространстве. Ножки среднего мозга красного цвета (из-за множества кровеносных сосудов). Соединяясь с мозжечком и вестибулярным аппаратом, они обеспечивают равновесие тела. Четверохолмия соединяют височную долю мозга пучками слуховых проводников.

Строение моста с наружной стороны представляется в виде валика, в состав которого входят черепные нервы, артерии, ретикулярная формация и нисходящие пути. С внутренней стороны представляется половинкой ромбовидной ямки.

По срединному пути проходит базилярная борозда, по бокам которых располагаются пирамидные возвышения. Если сделать поперечный срез, то на клеточном уровне можно увидеть белое вещество.

В боковом отделе располагаются ядра верхней оливы, а именно в области переднего основания и задней покрышки. Между данными частями идет линия, которая представляется многочисленными волокнами. Специалисты выделяют данное множественное скопление волокон как трапециевидное тело, которое отвечает за образование слухового пути.

Граница, которая отделяет мост и среднюю ножку мозжечка, называют область, где ответвляется тройничный нерв.

Есть группа заболеваний, для которых типично нарушение нормальной работы организма в результате деструкции рассматриваемых тканей.

Сопровождается расстройством активности черепных нервов. Определяется односторонним парезом или полным параличом половины тела.

Также утрачивается способность управлять мышцами лицевой области, возможен птоз (опущение века) с нарушением зрительной функции.

Встречается такое расстройство на фоне инфекционного, аутоиммунного или опухолевого поражения. Реже становится итогом ишемии головного мозга. После транзиторной атаки или собственно полноценного инсульта.

Синдром Боннье

Характеризуется поражением группы черепных нервов. В данном случае в конечном итоге страдают слуховые и вестибулярные ядра.

Симптоматика неспецифична. Возникают проблемы с восприятием звуковых раздражителей. Больные постоянно испытывают головокружение, тошноту, слабость.

Составной частью клиники является и бессонница. Пациент становится раздражительным, отмечается нестабильность эмоционального фона. Вплоть до резких смен фаз, как, например, при биполярно-аффективном психозе.

Синдром Грене

Типичная черта этого патологического процесса — нарушение чувствительности мимической мускулатуры, что в конечном итоге приводит к проблемам с проявлением невербальных сигналов, эмоций.

Наблюдается частичный парез жевательных мышц с одной стороны. С другой нарушение управляемости также присутствует, но в значительно меньшей мере.

Вентральный синдром

Крайне сложное состояние. Для него характерна как минимум утрата речевой функции. Это самый легкий случай.

Классическая же ситуация определяется полной потерей способности двигаться. Человек не может пошевелиться. Общение возможно только с помощью глаз.

Такое расстройство сохраняется длительное время. Быстро приводит к застойным явлениям, смерти больного. Восстановление не представляется возможным.

Характеризуется ключевым проявлением со стороны глазодвигательных нервов. Человек утрачивает способность произвольно фокусировать взгляд и переводить его с одного объекта на другой.

Возможно спонтанное облегчение состояние и его последующее возвращение по неясным причинам.

Синдром Гюблера

Не имеет специфических проявлений крови паралича мимической мускулатуры. Выражение лица характеризуется как маска.

Пациент не способен адекватно невербально проявлять эмоции и реагировать на окружающие стимулы.

Чувствительность кожи также падает, что обнаруживается по результатам функциональных тестов и физикального исследования.

Синдром Фовилля

Присутствует паралич мимической мускулатуры и косоглазие с расстройством зрения.

Болезнь Гасперини

Сочетанный патологический процесс. Характеризуется смешанной симптоматикой.

Эмбриональное развитие

- подкорковые слуховые центры;

- зрительные подкорковые центры, а также ядра нервов, которые иннервируют мышцы глаза;

- все нисходящие и восходящие проводящие пути, которые связывают со спинным мозгом кору головного и проходят через средний транзитно;

Как работает и из чего состоит память любого человека?

- пучки белого вещества, соединяющие средний мозг с различными отделами ЦНС.

В ходе эмбрионального развития средний мозг образуется из второго, или среднего, первичного мозгового пузыря (так называемого мезэнцефалона), расположенного между первым, или передним (так называемым прозэнцефалоном) и третьим, или задним, ромбовидным (так называемым ромбэнцефалоном), первичными мозговыми пузырями нервной трубки.

В отличие от двух других первичных мозговых пузырей — переднего и заднего — средний мозговой пузырь в дальнейшем, на стадии вторичных мозговых пузырей (пятипузырьковой стадии), не подвергается разделению на два вторичных мозговых пузыря. В случае мезэнцефалона вторичный мозговой пузырь совпадает с первичным.

Между тем передний мозговой пузырь (прозэнцефалон) в пятипузырьковой стадии разделяется на два вторичных мозговых пузыря — будущий конечный мозг (телэнцефалон) и будущий промежуточный мозг (диэнцефалон). Аналогичным образом, задний, ромбовидный мозговой пузырь (ромбэнцефалон) в пятипузырьковой стадии разделяется на два вторичным — будущий варолиев мост и мозжечок (метэнцефалон) и будущий продолговатый мозг (миелэнцефалон)[10].

В период эмбрионального развития быстро делящиеся клетки зародышевого среднего мозга постепенно сдавливают и суживают внутреннюю полость среднего мозгового пузыря, которая становится просветом формирующегося Сильвиева водопровода. Чрезмерное сужение или полная закупорка Сильвиева водопровода в период эмбрионального развития среднего мозга может привести к развитию врождённой гидроцефалии[11].

Первичный мозговой пузырь Вторичные мозговые пузыри Первичные мезомеры Вторичные мезомеры
Мезэнцефалон (M) Мезэнцефалон (M) M M1
M2

Расположение

Греческий термин (мезэнцефалон) недвусмысленно указывает на его расположение – внутри головы, его этимология — от корней, означающих «средний» и «мозг». Греческий термин «энкефалос» в буквальном переводе означает — внутри головы.В русском языке заключена максимальная информативность – указание на основную принадлежность к сложному комплексу мозговых структур и его месторасположение.

Будучи частью мозгового ствола, СМ располагается между промежуточным (частью гипоталамо-гипофизарной системы) и Варолиевым мостом (иногда для простоты называемым просто мостом).

Предлагаем ознакомиться  Рак почки метастазы в головной мозг симптомы

Описание анатомии среднего мозга, начинаемое с точной локализации объекта в сложном переплетении мозговых образований, указывает на его расположение следующим образом:

  • каудальное направление – граница с метэнцефалоном или задним мозгом;
  • ростральное – рубеж с диэнцефалоном (промежуточным);
  • ствол большого ГМ состоит из ядер среднего, моста и диэнцефалона, как часть образованного структурами ствола, мезэнцефалон можно обнаружить, ориентируясь на область 1 и 2 шейных позвонков и затылочную ямку;
  • устаревшее понимание среднего комплекса из важных составляющих, ныне выделенного в отдельную структуру — специфическая прослойка между Варолиевым мостом и диэнцефалоном.

Ранее мезэнцефалону не придавалось такого значения, как в современной неврологии, его именовали просто бугром мозгового вещества.

Проведенные исследования с помощью специальных аппаратов показали, что рефлекторная деятельность среднего мозга, как часть сложной система взаимодействий, делает его незаменимой частью всей физиологической функциональности человеческого тела.

Без его самостоятельных структур невозможно нормально видеть и слышать: нейроны бугров четверохолмия среднего мозга отвечают за движение глаз, регуляцию хрусталика и просвета зрачка, старт-рефлексы — как залог выживания организма. Потому что именно они реагируют даже на те сигналы, что не распознаны слуховым или зрительным центром.

Возрастные особенности

У новорожденных детей структура среднего мозга не до конца развита. До четырех лет все части развиваются равномерно. Зрительный бугор растет медленно, только к 13 годам он достигает своего размера. Красное ядро формируется одновременно с проводящими путями. К 16 годам почти полностью развивается черное вещество.

Крыша среднего мозга

Крыша среднего мозга, дорсальная часть, скрыта под мозолистым телом (его задним концом). Она подразделяется на 4 располагающихся попарно холмика посредством двух канавок (поперечной и продольной), идущих крест-накрест. Два верхних холмика - подкорковые центры зрения, а два нижних - слуха. Между верхними бугорками в плоской канавке находится шишковидное тело.

Как работает и из чего состоит память любого человека?

Ручка холмика направлена латерально, кверху и кпереди, к промежуточному мозгу. В нее переходит каждый холмик. Ручка верхнего холмика идет под подушкой таламуса в направлении к латеральному коленчатому телу. Ручка нижнего исчезает под коленчатым медиальным телом. Коленчатые тела, названные выше, относятся уже не к среднему, а к промежуточному мозгу.

Базовые сведения

Центральная нервная система содержит нейроны с отростками и глия. Головной мозг имеет всего пять отделов. Первый – продолговатый – продолжение спинного. Он передает информацию в другие отделы и обратно. Выполняет регулирующую функцию по отношению к координации движений. Второй – мост – здесь находятся центры среднего мозга, отвечающие за усвоение аудиоинформации и видеоинформации.

Данный отдел выступает за координацию движений. Третий – мозжечок – соединяет задний и передний отделы. Четвертый – средний – ответственен за мимику, движения глазных яблок, через него проходят слуховые пути. Именно его и будем рассматривать. Пятый – передний – нормализует психическую деятельность.

Ножки мозга

Продолжаем описывать средний мозг человека, функции и строение. Следующее, на чем мы остановимся, - его ножки. Что же это такое? Это вентральная часть, в которой находятся все проводящие пути, ведущие к переднему мозгу. Отметим, что ножки представляют собой два полуцилиндрических толстых белых тяжа, расходящихся под углом от края моста и погружающихся в полушария.

Они делятся на основание ножки (вентральную часть) и покрышку. Черное вещество служит границей между ними. Своим цветом оно обязано меланину - черному пигменту, который содержится в нервных клетках, составляющих его. Покрышка среднего мозга - это его часть, находящаяся между черным веществом и крышей.

От нее отходит центральный покрышечный путь. Это нисходящий проекционный нервный путь, который расположен в покрышке среднего мозга (центральной ее части). В его составе - волокна, которые идут от красного ядра, бледного шара, ретикулярной формации мозга среднего и таламуса к оливе и ретикулярной формации мозга продолговатого. Этот путь является частью экстрапирамидной системы.

Как развить работоспособность

Регулярные тренировки способны свести на нет возрастные особенности среднего мозга. Главное, чтобы они были ежедневными. Средний мозг поможет сохранить здравый рассудок в любом возрасте. Обязательно нужно вести здоровый образ жизни, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. Интеллектуальное развитие в виде чтения книг, разгадывания головоломок или изучения иностранных языков положительно влияют на все части мозга.

Что такое полость среднего мозга?

Множество терминов можно найти в таком разделе, как анатомия среднего мозга. Строение, функции его требуют при описании строгой научной точности. Мы опустили сложные латинские названия, оставили лишь основные термины. Для первого знакомства этого достаточно.

Скажем пару слов о полости среднего мозга. Она представляет собой узкий канал и именуется водопроводом. Канал этот выстлан эпендимой, он узок, его длина составляет 1,5-2 см. Водопровод мозга соединяет четвертый желудочек с третьим. Покрышка ножек ограничивает его вентрально, а дорсально - крыша среднего мозга.

Где находится

средний мозг

Местоположение соответствует названию органа. Он входит в состав стволовой части. Располагается под промежуточным и над мостом. На формирование среднего мозга человека оказал воздействие механизм восприятия видеоинформации во время исторического развития организма. Так уж происходил процесс эволюции, что наиболее развитым стал передний отдел. А через средний стали проходить проводящие каналы сигналов в различные отделы.

Полезно узнать: Базальные ядра (ганглии) головного мозга

Части среднего мозга на поперечном разрезе

- пластинку крышки;

- покрышку;

- вентральный отдел, то есть основание ножки.

Всего существует три части. Дорсальная – крыша срединного отдела. Она разделяется на 4 холмика с помощью канавок, пересекающихся попарно. Два верхние холма – подкорковые центры регуляции зрения, а оставшиеся нижние – слуховые. Вентральная – это так называемые ножки мозга. Здесь базируются проводящие каналы к переднему отделу. Внутреннее пространство мозга – имеет вид полого канала.

Полезная информация. Если человек не будет дышать кислородом более пяти минут, мозг будет поврежден необратимо, что приведет к смерти.

Тренировки для мозга

С каждым годом наш организм стареет, и этого нельзя избежать — это возрастные особенности. Средний мозг можно развивать одновременно с другими полушариями.

Для тренировки и профилактики используют следующие упражнения:

  • Воздушные рисунки. Пальцами рук делаем в воздухе воображаемые фигуры. Можно рисовать геометрические фигуры, цифры, писать имена или более сложные элементы. В процессе необходимо менять руки.
  • Хорошим упражнением считается писать тексты двумя руками одновременно. Возьмите два листа бумаги, две ручки. Текст выбирайте несложный. Так будут задействованы все части человеческого мозга.
  • Вычисления. Считать в уме учат еще в школе. Но со временем, без должных тренировок, это делать становится сложнее. Чтобы поддерживать ум, ежедневно выполняйте несколько примеров на сложение, вычитание, деление или умножение.
  • Список слов. Такое упражнение развивает память. На бумагу выписываем 10 любых слов, читаем список несколько раз. Убираем листочек. Затем вспоминаем все написанные слова. Это поможет не только натренировать мозг, но и после прочтения текста необходимая информация будет откладываться в памяти самостоятельно.
  • Для зрительных окончаний полезно делать гимнастику. Для глаз придумано множество упражнений. Всего 5 минут каждый день могут сохранить зрение на долгие годы.
  • Развивать обоняние можно, используя эфирные масла. Главное — не нюхайте одновременно много ароматов, это может отрицательно сказаться на ощущениях.
Предлагаем ознакомиться  От чего появляется трихомониаз у мужчин

Ядро глазодвигательного нерва

Сложные автоматические движения регулируют:

  • Красное ядро (средний мозг).
  • Черное вещество (средний мозг).
  • Серое вещество (четверохолмие).
  • Ядра ретикулярной формации

Внутри бугорков четверохолмия скапливается серое вещество, скопления которого называют ядрами. В качестве основной функции ядер называют иннервацию глаз. Они бывают следующих видов.

Ретикулярной формации – принимает участие в стабилизации работы скелетных мышц. Активизируют клетки коры мозга головы, а на спинной оказывают тормозящее действие. Глазодвигательного нерва – содержат волокна, иннервирующие сфинктер и глазные мышцы. Блокового нерва – снабжают нервами косую мускулу органа зрения.

Под воздействием зрительного рецептора соответственно тому, как развит средний мозг, в нем находятся различные ядра. Функции ядер среднего мозга относятся к иннервации глаза. Верхнее двухолмие у низших позвоночных является главным местом, в котором оканчивается зрительный нерв, а также основным зрительным центром.

У человека и млекопитающих с переносом в передний мозг зрительных центров связь, остающаяся между верхним холмиком и зрительным нервом, имеет значение лишь для рефлексов. В коленчатом медиальном теле, а также в ядре нижнего холмика оканчиваются волокна слуховой петли. Крыша среднего мозга соединяется со спинным двусторонней связью. Пластинку этой крыши можно считать рефлекторным центром для движений, которые возникают в основном под влиянием слуховых и зрительных раздражений.

В его состав входят несколько отделов иннервации различных мышц глазного яблока. Кзади и медиально от него расположено парное небольшое добавочное вегетативное ядро, а также срединное непарное. Непарное срединное и добавочное ядро иннервируют мышцы глаза, являющиеся непроизвольными. Мы относим данную часть глазодвигательного нерва к парасимпатической системе. Ростральнее (выше) ядра нерва глазодвигательного располагается в покрышке ножки мозга ядро продольного медиального пучка.

Какую роль играет

Именно средний отдел регулирует мышечный тонус. Его роль соответствует его промежуточному положению. За счет того, что средний мозг имеет особое строение, в его функции входит передача информации. У него масса разных предназначений:

  • сенсорные – чтобы передавать тактильные ощущения;
  • двигательные – координация зависит от данной части среднего мозга;
  • рефлекторные – например, глазодвигательная, реакция на свет и звук.

За счет работы среднего отдела, человек может стоять и ходить. Без него человек бы не смог полноценно перемещаться в пространстве. Также, работа вестибулярного аппарата управляется на уровне среднего мозга.

Структуры мозга, отвечающие за память

Важным фактором, влияющим на работу памяти, является доверие к ней. Если человек уверен в том, что он все важное запомнит, не переживает из-за того, что забудет что-либо незначительное, то и память не будет его подводить.

Основные факторы, оказывающие влияние на запоминание, лежат в области психологии. Как показывает практика, неудовлетворительная работа памяти в основном происходит из-за страхов, сильных переживаний. Нервное переутомление чревато негативными последствиями. Именно стресс и депрессия являются основными причинами забывчивости.

На качество памяти оказывают влияние различные седативные препараты, антидепрессанты. Эти вещества тормозят работу нервной системы, что приводит к ухудшению работы памяти. Например, если человек принимает много снотворного, то он впоследствии начинает жаловаться на ухудшение внимания и заторможенность.

Пагубное влияние на работу головного мозга оказывает алкоголь. Употребление алкоголя негативно сказывается на усвоении и хранении нового и замедляет мыслительные процессы. Даже малая доза алкоголя негативно влияет на память, прежде всего, кратковременную.

Также негативное влияние на память оказывают курение и кофеин. Курение, также как и алкоголь, оказывает пагубное воздействие, прежде всего, на кратковременную память. А большое содержание в крови кофеина чревато нервозностью, учащенным сердцебиением. А эти факторы притупляют внимание.

Еще ухудшение памяти может произойти при травмах головы, различных заболеваниях, авитаминозе и прочих факторах.

Как улучшить память

Важным моментом, влияющим на безупречную работу памяти, является размеренный образ жизни. Этому способствует спокойное, взвешенное отношение к любым жизненным обстоятельствам и позитивный образ мышления.

Для улучшения памяти существуют эффективные способы. Например, можно использовать «переключатель памяти». Это значит, что в ситуации, когда нужно запомнить что-то важное, можно использовать какой-либо жест. Это могут быть скрещенные пальцы или что-то другое. Этот жест будет сигналом к повышению уровня внимания.

Если нужно вспомнить какую-нибудь ситуацию, следует представить себя в данной ситуации. При этом необходимо подробно описать обстановку, которая сопутствовала этой ситуации. Чтобы найти нужную вещь, необходимо вспомнить ситуацию, при которой последний раз была использована эта вещь. Надо подробно представить, как был использован этот предмет. А затем в памяти будет определено место, где находится нужная вещь.

Чтобы лучше концентрировать внимание, нужно заниматься каким-то одним делом, не распыляясь на несколько занятий сразу. А использование записной книжки помогает сделать все важные дела, не упустив из виду ни одно из них.

На работу памяти влияют некоторые участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов.Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.

На содержание ацетилхолина влияет количество энергии, благодаря которой он появляется. Эта энергия получается благодаря процессу окисления жиров и глюкозы. Нехватка нейромедиаторов может быть результатом, например, стрессов или депрессии.

Память — это способность человека запоминать, накапливать и извлекать полученную информацию. На количество и качество запоминаемого оказывает влияние внимание человека. Также при запоминании очень важное значение имеют чувства. Память включает в себя следующие процессы:

  • запоминание — это процесс запечатления в памяти новых фактов;
  • хранение — накопление, переработка и хранение полученной информации;
  • воспроизведение — процесс извлечения полученного материала.

Запоминание и воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание и воспроизведение сопровождается усилием человека, а непроизвольное — осуществляется без усилия.

Функции

Он играет очень важную роль в образовании выпрямительных и установочных рефлексов, которые делают возможными ходьбу и стояние. Кроме того, средний мозг функции имеет следующие: он регулирует мышечный тонус, принимает участие в его распределении. А это необходимое условие для осуществления координированных движений.

Предлагаем ознакомиться  Мазь пиносол инструкция по применению для детей

Еще одна функция - благодаря ему происходит регуляция целого ряда вегетативных процессов (глотание, жевание, дыхание, давление крови). За счет сторожевых слуховых и зрительных рефлексов, а также увеличения тонуса мышц-сгибателей средний мозг (на фото выше он выделен красным цветом) готовит организм к тому, чтобы дать ответ на внезапно появившееся раздражение.

Статокинетические и статические рефлексы реализуются на его уровне. Тонические рефлексы обеспечивают восстановление равновесия, позы, которая была нарушена в результате изменения положения. Они появляются, когда положение головы и тела в пространстве меняется из-за возбуждения проприорецепторов, а также находящихся на коже тактильных рецепторов. Все эти функции среднего мозга свидетельствуют о том, что он играет важную роль в организме.

Миссия – организация психической деятельности.

Промежуточный

Участвует в координации работы органов, регулировании движения тела, поддержании температуры, метаболизма, эмоционального фона.

Таламус. Главная задача – сортировка информации. Работает как реле – обрабатывает и направляет в мозг данные, поступающие от рецепторов и проводящих путей. Таламус влияет на уровень сознания, внимания, сон, бодрствование. Поддерживает функционирование речи.

Эпиталамус. Взаимодействие с другими структурами происходит посредством мелатонина – гормона, вырабатываемого эпифизом в тёмное время суток (поэтому не рекомендуется спать при свете). Производное серотонина – «гормона счастья». Мелатонин – участник регуляции суточных ритмов, являясь природным снотворным, влияет на память и когнитивные процессы.

Субталамус. Контролирует мышечные ответы организма.

Гипоталамус. Образует с гипофизом функциональный комплекс, руководит его работой. Комплекс управляет эндокринной системой. Вырабатываемые ее гормоны помогают справляться с дистрессом, поддерживают гомеостаз.

В гипоталамусе расположены центры жажды и голода. Отдел координирует эмоции, поведение человека, сон, бодрствование, терморегуляцию. Здесь найдены сходные по действию с опиатами эндорфины, которые помогают перенести боль.

Конечный мозг

Средний мозг, наряду с варолиевым мостом, мозжечком и продолговатым мозгом, относят к структурам ствола мозга. Иногда к стволовым структурам относят также и промежуточный мозг. Чёрная субстанция среднего мозга вовлечена в двигательные пути, идущие от базальных ядер. Средний мозг является архипаллическим по своему происхождению.

Его общая структура осталась практически неизменной от древнейших и самых примитивных хордовых животных до человека. Дофамин, образующийся в чёрной субстанции и в вентральной области покрышки, играет важнейшую роль в регуляции общего уровня возбуждения ЦНС, уровня активности, мотивации, а также в выработке привыкания и пристрастия к той или иной обстановке, пище, виду деятельности и т. д.

, в том числе наркотического пристрастия, у всех хордовых, от человека до самых примитивных. Более того, области, структурно и функционально сходные со средним мозгом хордовых, обнаружены и у членистоногих, например насекомых, паукообразных, ракообразных. Лабораторные мыши, которые были селекционированы с целью вывести линию мышей, проявляющих пристрастие к «спорту» (бегу в колесе), имеют увеличенные размеры среднего мозга и в частности вентральной области покрышки[9] Крыша среднего мозга, а именно четверохолмие, также играет роль важной релейно-ретрансляторной и интегрирующей станции для зрительной и слуховой информации на её пути в таламус.

Запоминание информации

средний мозг функции

Если постоянно мысленно повторять какой-либо материал, то он сохранится в памяти на протяжении непродолжительного времени. Для запоминания чего-либо на более продолжительное время потребуется затратить больше усилий. Здесь запоминание происходит на уровне эмоций. Сильные эмоции, оставляя в памяти человека неизгладимые следы, помогают запоминать информацию, которую сопровождают эти эмоции. Причем, во время сильных эмоциональных потрясений человек запоминает самое важное.

В долговременной памяти человека остается 10-24 % того, что ему хотел передать другой человек. В среднем человек запоминает 20% услышанного и 60 % увиденного. При объяснении увиденной информации человек способен запомнить около 80 %. Лучше всего человек запоминает новое в промежутке времени от 10 до 12 и после 20 часов. Именно в это время организм человека проявляет максимальную устойчивость к кислородному голоданию.

На уровне подсознания усвоение нового материала более эффективно происходит во время сна. Причем, с каждой новой фазой сна запоминание происходит интенсивнее. Наилучшее время сна для запоминания — примерно за два часа до пробуждения. Лучшим временем года для работы памяти является лето.

Экспериментально доказано, что человек лучше запоминает начало и конец однородной информации, а средняя часть доставляет максимальные трудности. При повышении сложности запоминаемого материала, работа памяти улучшается. При повторении изучаемой информации обязательно делать перерывы.

Исследования Луиджи Лючиани

Функции среднего мозга и мозжечка изучал Луиджи Лючиани, итальянский физик. В 1893 году он поставил эксперименты на животных с полностью или частично удаленным мозжечком. Он также провел анализ его биоэлектрической активности, зарегистрировав ее при раздражении и в покое.

Оказалось, что тонус мышц-разгибателей повышается, когда удаляется половина мозжечка. Вытягиваются конечности животного, туловище изгибается, а голова отклоняется в оперированную сторону. Происходят движения по кругу ("манежные движения") в оперированную сторону. Описанные нарушения постепенно сглаживаются, однако определенная дискоординация движений сохраняется.

Если удалить весь мозжечок, возникают выраженные расстройства движения. Они сглаживаются постепенно за счет того, что активизируется кора мозга (ее двигательная зона). Однако животное все равно остается с нарушением координации. Наблюдаются неточные, неловкие, размашистые движения, шаткая походка.

Вклад академика Орбели

В 1938 году академик Орбели обнаружил, что мозжечок также оказывает влияние на рецепторный аппарат, на вегетативные процессы. Кроме того, наблюдается его связь с состоянием мускулатуры внутренних органов. Изменения состава крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, которые наступают под влиянием мозжечка, направлены на обеспечение (трофическое) деятельности скелетных мышц.

Академик Орбели мозжечок рассматривал не только в качестве помощника коры головного мозга в регулировании мышечных движений и тонуса, но и как адаптационно-трофический центр. В этой роли он оказывает воздействие на все отделы головного мозга через нервную систему (симпатический отдел). Так регулируется обмен веществ, а ЦНС приспосабливается к условиям среды. Было установлено, что деятельность мозжечка неразрывно связана с корой полушарий мозга и происходит под ее контролем.

Заключение

Итак, мы вкратце рассмотрели мозжечок и средний мозг человека. Функции их были описаны нами. Теперь вы знаете, какую важную роль играют они. Наш организм вообще устроен так, что все его органы выполняют свою работу, все они необходимы. Функции продолговатого и среднего мозга, как и других частей организма, следует знать.

И в заключение еще несколько слов. Головной мозг - сложный агрегат, состоящий из миллиардов работающих совместно клеток. Он поддерживает жизнь гибким и уникальным, но неизменным способом и способен реагировать на меняющиеся стимулы, ориентиры поведения и потребности. По мере того как в течение жизни мы переходим от младенчества к детству, а затем к юности, зрелости и старости, тот же путь проделывает с нами наш организм.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector