Будь мужиком
Назад

Самооценка человека это

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 17 мин
0
4

Функции

Роль самооценки высока. Она гораздо более широкая и разносторонняя, чем мы привыкли считать.

  • Регулятор — от степени адекватности оценки себя зависит, какие решения примет человек, какие поступки он совершит в итоге. Это и саморегулятор поступков, не позволяющий индивиду перешагнуть определенных границ.
  • Защита — уровень самооценки поддерживает психическое состояние человека в стабильном состоянии, обеспечивая адекватность его поведения и реакций.
  • Развивающий фактор — самооценка с ее периодическими колебаниями нужна для саморазвития, повышения своих знаний, умений, освоения новой деятельности, качественных изменений в жизни.
  • Отражение — вид и уровень восприятия самого себя позволяет человеку сопоставлять реальность и свои убеждения, верно оценивать свое место в мире.
  • Гармония — благодаря адекватной самооценке человек испытывает адекватные эмоции, бывает удовлетворен собой, испытывает счастье.
  • Адаптация — в адаптивных механизмах, когда личности приходится срочно перестраиваться под некие внешние изменения, привыкать к новому социуму, условиям, именно самопознание облегчает привыкание.
  • Мотивация — самооценка позволяет нам двигаться вперед, стимулирует нас на достижение целей, поскольку для каждого имеет существенное значение, что он будет думать сам о себе при реализации задач.

Самооценка регулирует нашу деятельность с самого начала и до самого окончания каждого действия. Именно благодаря ее громкому сигналу «Стоп!» мы останавливаемся, если понимаем, что делаем нечто ошибочное, что непременно повлечет за собой порок самокритики или недовольства самим собой.

Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • адаптационную — способствует социализации;
  • защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
  • корригирующую — учит самоконтролю;
  • мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
  • отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
  • прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
  • развивающую — мотивирует к совершенствованию;
  • регуляторную — предоставляет выбор;
  • ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
  • терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
  • эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.

При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

- всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

Самооценка человека это

- их легко понять;

- они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

- признают собственные достижения;

- относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьёзно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

- рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, даёт силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

- все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Самооценка человека это

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.

Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Какая бывает самооценка

Уровни

Внутри них могут различаться градации:

  • завышенный уровень: выше среднего, высокий, неадекватно высокий;
  • заниженный: ниже среднего, низкий, неадекватно низкий.

Самые серьёзные проблемы с самооценкой возникают при её крайних градациях — если она неадекватно высокая или неадекватно низкая. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности, неудачам в семейной жизни. Человек не реализует себя ни в каких сферах и замыкается, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

В зависимости от актуальности:

  • прогностическая (та, что была в прошлом);
  • актуальная (та, что сейчас);
  • ретроспективная (та, что может сформироваться в будущем).

В зависимости от распространения:

  • общая (проявляется человеком по жизни в большинстве ситуаций);
  • частная (на работе, в семье, с друзьями);
  • конкретно-ситуативная (в непредвиденных ситуациях, с малознакомыми людьми).

В зависимости от протекания:

  • конфликтная / деструктивная;
  • бесконфликтная / конструктивная.

В зависимости от постоянства:

  • устойчивая / стабильная;
  • неустойчивая / нестабильная.

Последняя классификация используется достаточно часто, так как нестабильная самооценка может привести к психическим проблемам. Например, начальник-тиран на работе превращается в смиренного подкаблучника дома. Результат — диссоциативное расстройство идентичности. Или девушка ещё недавно проходила курс лечения от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня она выиграла конкурс красоты, пусть и региональный, и мнит себя уже чуть ли не богиней. Диагноз — мегаломания.

Поэтому так важно своевременно сформировать и постоянно поддерживать основы стабильной самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с окружающими людьми.

Диагностика

Сегодня все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Самооценка человека это

Ниже описаны наиболее популярные методики диагностики самооценки.

Дембо-Рубинштейн

Одна из самых известных и адаптированных диагностических методик — Дембо-Рубинштейн. Она была разработана в 1962 году Т. В. Дембо (американским психологом), а затем дополнена в 1970 году С. Я. Рубинштейном (советским психологом).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Человеку даётся задание отметить на них себя. После этого его просят показать, где на этих столбиках, по его мнению, располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что под ними ставят себя те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная; где-то рядом — у кого она адекватная.

Рубинштейн, используя модификацию пробы Де Греефе, дополнил данную диагностику детским вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т. д.

Шкала Занга

Цель методики — выявить уровень самооценки тревожности. Она была разработана психотерапевтом В. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки представляет собой 20 утверждений, на которые нужно дать односложные ответы:

  • редко;
  • иногда;
  • часто;
  • очень часто.

Перед заполнением бланка опросника предупреждают, что ответы надо давать, исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Далее психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — норма / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 — лёгкая или средней степени тревожность / самооценка требует корректировки, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — ярко выраженная или тяжёлой степени тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжёлое тревожное расстройство / критически заниженная самооценка, требующая серьёзного вмешательства специалиста.

Шкала Занга (сокращённо она называется ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используются учителями, совместно со школьными психологами, или руководителями. Позволяют выявить, как оценивают себя ученики / работники на уроке / на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов позволяет определить уровень самооценки человека.

Работникам обычно предлагается оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объём выполненных рабочих заданий;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • самостоятельность;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надёжность;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • общественная работа.

С результатами подобных диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях они оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не исчерпывается данными методиками, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шур и других).

Виды и уровни

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

В народе принята упрощенная шкала самооценки, считается, что она либо нормальная, либо аномальная — завышенная или заниженная. В профессиональной среде психотерапевтов и клинических психологов градация более широкая. Специалисты выделяют оптимальную и неоптимальную оценку себя. Почему так? Да потому, что люди редко «вписываются» в некие стандарты и нормы, и многим свойственно оценивать себя чуть выше среднего, а некоторым — ниже среднего. Но и в том, и в другом случае о патологии речи не идет. Оба варианта считаются допустимыми и объективными.

Предлагаем ознакомиться  Пропала утренняя эрекция - причины отсутствия и варианты лечения

Также говорят об адекватной и неадекватной оценке себя.

Адекватная

Критерии ее довольно просты — такая оценка своих сильных и слабых сторон в целом правильная, устойчивая. Представления человека о себе соответствуют уровню его возможностей и способностей. При этом нравственная оценка себя у человека может быть как отрицательной, так и положительной. Если человек говорит, что не танцует, поскольку неуклюж как бегемот, это носит отрицательный эмоциональный окрас, но в целом соответствует действительности и не вызывает у индивида никаких моральных страданий по этому поводу.

Если у человека адекватная объективная самооценка, он способен разумно взвешивать свои желания и возможности, задачи и способности. Его цели в жизни реалистичны, он чаще их достигает, легко двигается по карьерной лестнице, строит отношения с людьми. Он способен на здоровую самокритику, не превращающуюся в невротическое состояние. Нормальная самооценка позволяет человеку просчитывать некоторые основные последствия его решений и поступков.

Неадекватная

Отклонения возможны либо вверх, либо вниз. В первом случае формируется завышенная самооценка, во втором — заниженная. И тут много зависит от уровня отклонений. Небольшие превышения или занижения распространены чрезвычайно широко, и в целом их можно отнести к норме, поскольку на поведение человека они не влияют, жизнь ему не осложняют. Нестабильная оценка ниже среднего легко при необходимости корректируется, а неустойчивую оценку выше среднего и корректировать не нужно — человек вполне заслуженно уважительно относится к себе, ценит себя, и это ему помогает.

К сожалению, все чаще специалисты констатируют в последнее время существенные отклонения самооценки. В этом случае и чрезмерное завышение, и снижение восприятия себя непременно влияет на жизнь человека, его поступки и решения, делая его существование порой невыносимым. Отдельно стоит сказать о завышенной и заниженной самооценке. Личности, которые существенно завышают свои таланты, способности, окружают нас везде. Они есть в любом коллективе, в любой компании. Такой человек стремится быть в центре событий, на виду, легко и назойливо раздает советы, обожает руководить в любой ситуации, доминировать.

Собственная значимость у такого человека преувеличена, ведь она зачастую не подкрепляется ничем — нет ни должного опыта, ни уровня знаний, ни черт характера, которые соответствовали бы взятым на себя задачам. Это не мешает человеку придумывать свой образ и обожать его. Такие личности не воспринимают критику, болезненно и порой враждебно относятся к простым замечаниям или указаниям на ошибку. Они не ценят и не могут выслушивать чужих мнений, если они отличаются от их собственного.

Люди с завышенной самооценкой считают себя правыми во всем и всегда. Если что-то идет не так, то виноваты у них будут другие, а также обстоятельства, события, но только не они сами. Их поведение часто демонстративно высокомерно, они ведут себя независимо, не умеют принимать помощь от окружающих, не просят о ней.

Чаще всего, если попробовать указать такому человеку на его слабую сторону, он воинственно отразит замечание, немедленно преобразовав слабость в силу. Например, если вы укажете на неразумное упрямство, человек с завышенной самооценкой, скорее всего, отметит, что это — не упрямство, а целеустремленность и настойчивость. Если же укажете ему на жадность, он обязательно назовет ее бережливостью и рачительностью.

Люди с завышенной самооценкой часто любят «геройствовать» напоказ. Если зрителей нет, они не будут совершать широких жестов и благородных поступков. Как правило, им нужно общественное одобрение как подпитка для своего самолюбия, им свойственно пренебрежительное или брезгливое отношение к окружающим. Таким людям очень сложно выстроить счастливые семейные отношения, с ними тяжело дружить и иметь деловые отношения. Если такой человек получает доступ к власти, под его руководством работать почти невозможно, ведь для себялюбца ничего не стоит унизить, оскорбить подчиненного.

А вот личностей с дефицитом самооценки разглядеть поначалу сложно. Они незаметны в коллективе, поскольку предпочитают не быть на виду. Поначалу такие люди часто производят впечатление скромных, и это даже располагает. Но пообщавшись с ним подольше, вы откроете не самые приятные стороны.

Человек нуждается в поддержке от окружающих. Без нее он чувствует себя как в эпицентре атомного взрыва. Он зависим от мнения и суждения других людей, легко внушаем, им часто и легко манипулируют. Легко меняет свое мнение в пользу навязанного чужого и обратно. Низкая самооценка не дает человеку возможности брать на себя любую ответственность. Чаще всего при любом удобном случае он переложит ответственность со своих плеч на чужие. Это касается даже ответственности за его собственные поступки – «Я поступил так, потому что ты так решил», «Я не допустил бы ошибки, если бы не ты».

Нередко низкая самоценность сопровождается самыми разнообразными комплексами неполноценности, фобиями. Такие личности избыточно ранимы, их можно обидеть не только словом, но и случайным взглядом. Как правило, они не могут создавать полноценных и долгосрочных отношений, с трудом поддерживают дружеские контакты. Зачастую заниженная самооценка становится причиной постоянного самобичевания, когда человек слишком требователен к себе, страдает перфекционизмом. В таком случае им свойственна мелочность, они склонны к зависти. Могут изысканно и изощренно мстить.

Иногда люди с низкой самооценкой начинают демонстративно пытаться доказать окружающим что-то, и это всегда становится причиной ярких, но неадекватных поступков, которые вызывают смех и недоумение, испуг и отторжение у общества. Как и себялюбцы, те, кто себя не любит, склонны быть эгоистами. Но это — качественно другие эгоисты. Они постоянно жалеют себя, пестуют свои неудачи и беды. Они поглощены своими страданиями настолько, что практически не способны замечать окружающих, любить, поддерживать, сопереживать.

Основные черты характера человека, у которого адекватная самооценка:

  • реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
  • критическая оценка своих возможностей;
  • постановка целей, которых можно достичь;
  • состояние гармонии;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • реализация своих талантов и способностей;
  • доброжелательность, но в то же время умение сказать в нужной ситуации «нет»;
  • умение признавать свои ошибки и исправлять их;
  • самодисциплина;
  • постоянное саморазвитие.

У таких людей, как правило, стабильный карьерный рост, хорошие отношения в семье, круг друзей, уважение окружающих.

При завышенном уровне наблюдаются:

  • непоколебимая уверенность в собственной правоте;
  • навязывание всем вокруг своего мнения;
  • непримиримость в спорах, неумение проигрывать;
  • непризнание своих ошибок;
  • постоянное соперничество со всеми;
  • возложение вины и ответственности за неудачи на других;
  • отрицание собственных недостатков;
  • эгоистичность.

Люди с таким характером могут достичь карьерных высот, но становятся начальниками-деспотами. В семейной жизни это мужья-деспоты и жёны-стервы. Друзья у них заводятся редко. Окружающие стараются их избегать.

Заниженный уровень характеризуется:

  • постоянной самокритикой;
  • неудовлетворённостью собственным поведением, поступками, всей жизнью;
  • обидами на любую критику;
  • нерешительностью;
  • боязнью ошибок;
  • зависимостью от чужого мнения;
  • стремлением угодить всем;
  • неумением говорить «нет»;
  • постоянным чувством вины, которое со временем становится невротическим;
  • пессимизмом;
  • завистью к достижениям и успехами других людей;
  • склонностью к слухам и сплетням.

Такие люди редко добиваются профессиональных высот. Это безынициативные серые мышки, которые, однако, могут неплохо справляться с рутинной работой. В семье это мужья-подкаблучники, занимающиеся детьми и хозяйством, и смиренные жёны, во всём потакающие мужу. Друзья если и есть, то такие же, как и они. Отношения с окружающими не ладятся, так как в обществе они чаще всего изгои.

Развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции.

Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

Формирование различных сторон самооценивания проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент. Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки.

Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях. Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка.

Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении. Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут.

Предлагаем ознакомиться  Упражнения на манипуляцию

Самооценка человека это

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа. Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом.

Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы. Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем.

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников. Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме.

При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя. Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков. Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка.

Самооценка человека это

Установка – это своеобразная готовность индивида к свершению действий определенным образом, то есть она предшествует всякой деятельности, поведенческим реакциям и даже мыслям.

Субъект с негативной установкой о самом себе, любое свое качество или победу будет истолковывать с невыгодной позиции для себя. Он будет считать в случае своих побед, что ему просто повезло, что победа не является результатам его работы. Такой индивид просто не способен замечать и воспринимать собственные положительные черты и качества, что ведет к нарушению адаптации в социуме. Так как социум оценивает индивида по его поведению, а не только в соответствии с его поступками и действиями.

Индивид с позитивной установкой будет обладать устойчивой высокой самооценкой. Любые собственные неудачи такой субъект будет воспринимать в качестве тактического отступления.

В заключение следует отметить, что ключевые этапы развития самооценки, как утверждают многие психологи, индивид проходит в детском возрастном периоде, поэтому основополагающую роль для образования адекватного уровня самооценки все же играет семья и сложившиеся отношения в ней. Индивиды, семьи которых основаны на взаимопонимании и поддержке в жизни становятся более удачливыми, адекватными, самостоятельными, успешными и целеустремленными.

Как формируется

Детская

Дошкольники

Самооценка человека это

У дошкольника, как правило, самооценка слегка завышена, и это не является патологией. Они ещё только учатся жить в окружающем мире, идеализируют и его, и себя, стараясь быть похожими на взрослых. Маленьких детей никто не будет критиковать за внешность. Ими все умиляются, их наряжают, словно кукол, восхищаются ими. За поведение их могут поругать, но делают это те люди, которым они доверяют. Несмотря на наказания, они всё равно знают, что их любят.

Однако стоит учитывать, что фундамент самооценки закладывается именно в этом возрасте.

Заниженная на данном этапе возникает у детей из неблагополучных семей, если они не слышат слов восторга в свой адрес и не видят красивых нарядов. Впоследствии, даже если они сумеют достичь определённых высот, всегда будут сомневаться в себе.

Завышенная — с точностью до наоборот: ребёнку покупается всё самое лучшее и внушается его исключительность. В будущем, даже если он не реализует себя, у него может развиться мания величия. Психотерапевтам бывает крайне трудно докопаться до сути такого раздутого на пустом месте самомнения.

Младшая школа

У младших школьников самооценивание претерпевает значительные изменения. К мнению родителей о ребёнке прибавляется отношение учителей и одноклассников, и оно может быть разным. Одновременное формирование дисциплинированности и социальная адаптация постепенно начинают снижать планку. Оказывается, на фоне других он не самый умный, не самый красивый и т. д.

Средняя школа

С 5 по 7 класс относительно спокойный период. Гормональный всплеск, экзамены, влюблённости и другие испытания ещё впереди, поэтому дети оценивают себя более-менее адекватно. Раздутое самомнение диагностируется у избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах. Заниженная самооценка тянется из детства и начальной школы, превращая детей в серых мышек и изгоев.

Старшая школа

Согласно статистике, около 50% старшеклассников не способны оценивать себя адекватно. Причин много: половое созревание с гормональными всплесками, неразделённая любовь, профориентация, предстоящие экзамены, страхи перед будущей жизнью за стенами школы. Большинству подростков в возрасте 13-17 лет требуется помощь психолога.

Мужская

Формирование самооценки у мужчин в детском возрасте происходит под влиянием совокупности разных факторов: воспитания родителей, отношений с друзьями, успехов в школе, внешности. Даже если в какой-то из этих областей существуют проблемы, мальчики тут же реализуют себя в чём-то другом.

Наглядный пример: вундеркинд, обладающий тщедушным телосложением, терпит крах на уроках физкультуры, но при этом занимает призовые места в олимпиадах по математике. Или двоечник, которому не даются науки, уходит в спорт и добивается результатов там.

Во взрослом возрасте мужская самооценка зависит преимущественно от карьерного роста, доходов и социального положения.

Согласно статистике, 20% мужчин обладают заниженной самооценкой, 40% — завышенной и 40% — адекватной.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием папы. Если он воспитывал её как принцессу (в разумных пределах), проблем во взрослом возрасте обычно не возникает. Если он не сумел найти к дочке подход или вовсе отсутствовал, определяющим фактором становится воспитание мамы, а в подростковом возрасте сначала — влияние подруг, а затем — внимание мальчиков.

Самооценка человека это

Во взрослом возрасте женская самооценка во многом зависит от внешности и признания со стороны мужчин. Даже железные леди, занимающие руководящие посты, внутри чувствуют себя хрупкой девушкой, которая ждёт защиты и комплиментов от слабого пола.

Согласно статистике, 75% женщин обладают заниженной самооценкой, 10% — завышенной и 15% — адекватной. Это объясняется склонностью к самокопанию, пристальным и не всегда обоснованным вниманием к мельчайшим деталям, высокой требовательностью к себе.

Несмотря на то, что фундамент самооценки закладывается ещё в детстве, её развитие происходит на протяжении всей жизни, так как зависит от внешних факторов: карьеры и социальной адаптации в первую очередь. В пример можно привести звёзд, добившихся мировой славы, которые в детстве подвергались унижениям со стороны сверстников или родителей.

Адекватная самооценка

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах.

Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Самооценку человека, по сути, можно определить по разрыву между тем, что он имеет, и тем, чего хочет достичь. Парадокс заключается в том, что в большей степени на самооценку влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самому за счет внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из главных, поскольку способна принести результат, к которому ты стремишься. Вот несколько базовых советов, которые помогут повысить самооценку.

Выше мы перечислили, что может являться причиной низкой самооценки. Как правило, это внешние факторы, исходящие из прошлого. Определив, какой именно жизненный эпизод повлиял на дальнейшее восприятие себя, ты должен признать его бессмысленность сегодня. Оценка ситуации формируется на основе психологического восприятия, которое меняется с возрастом.

Поэтому твоя оценка себя могла сложиться на основе не достоверных данных, а эмоционального восприятия проблемы, которая на нее повлияла. С возрастом следует пересмотреть отношение к данной ситуации и признать ее маловажность. Для этого можно прибегнуть к помощи психолога, который поможет обнаружить и устранить источник низкой самооценки.

Этот метод прост и требует немного фантазии. Наверняка в твоей жизни есть человек, который любит тебя сильно и безоговорочно. И наверняка у него есть на это веские причины. Так вот, постарайся ненадолго побыть на его месте и посмотреть на себя со стороны. Так ты увидишь только положительные качества своей натуры. Убедившись, что в тебе гораздо больше добродетелей, чем ты представлял, сможешь работать дальше в сторону повышения самооценки.

Предлагаем ознакомиться  Какие органы находятся в руке человека

3. Больше старайся

Высокая самооценка не может не иметь твердых оснований. За ней стоят какие-либо достижения или действия, приводящие к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стой на месте — будь подвижен и делай все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, увеличение своих навыков и достижение целей — вот что является основой для высокой самооценки. И даже если не всегда происходит все гладко, понимание того, что ты сделал все возможное, не позволит испытывать сожалений и чувствовать себя виноватым.

Часто люди занимаются деятельностью, которая им не интересна, а значит, не приносит желаемого удовлетворения и результата. Это заставляет человека испытывать подавленность и чувство пустоты. Это положение дел стоит менять и посвятить себя тому, что вызывает интерес и придает стимул. Занявшись тем, что удовлетворяет твой ум и эмоции, а также приносит положительный результат, ты сможешь почувствовать себя цельным и довольным собой.

5. Будь верен себе

В некоторых случаях отсутствие чувства собственного достоинства проистекает из недостатка понимания своей значимости и ценности, которую ты можешь принести. Люди так много времени тратят на то, чтобы вписаться в существующие тренды, что не обращают внимание на собственные способности. Определи свои сильные стороны, раскрой свою страсть и стремление, пойми, чего хочешь и чего можешь достичь. Тогда у тебя не будет оснований считать себя отстающим звеном и ты будешь готов в полной мере использовать свой потенциал.

6. Прими себя

Таким, каков ты есть, в полном стремлении стать лучше. Всем нравиться невозможно, а не проигрывают только те, кто ничего не делает. Сосредоточься на своих целях, работай над их достижением, и у тебя не будет неудовлетворения от самого себя, поскольку ты делаешь все возможное. В конечном счете это принесет плоды, которые заставят поверить в свои силы и изменить отношение к себе.

5 путей познания самого себя

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие. Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности.

Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами. Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Техники работы

В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.

Позитивный настрой

Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками. Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.

Списки ожиданий — собственных и окружающих

В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.

Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.

В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.

Целеполагание

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого.

Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.

Тренинг

Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.

Методика трёх вопросов

У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.

Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд. Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости.

Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой. Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Самооценка человека это

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.
,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector