Будь мужиком
Назад

Образный тип мышления это

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 17 мин
0
2

Классификация

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Особенности у детей

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать.

Образный тип мышления это

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые.

Образное мышление – основной вид у детей.

Дошкольный возраст

Развитие способности мыслить образами происходит у детей в возрасте 4-5-ти лет.

Они рисуют схематичные изображения, фантазируют и сочиняют.

Образное мышление вырабатывает отклик на произведения искусства, помогает определить нематериальные ценности. В этот период преобладает эмоциональный компонент.

Образный тип мышления это

В 5-6 лет появляется способность преобразовать в уме объект и пространство. Дошкольник может представить мир в трехмерном изображении.

В предшкольном возрасте развиваются первые представления о жизненном опыте и попытки использовать его.

В начальной школе развитое образное мышление помогает ребенку решать задачи, опираясь на схемы и рисунки. Характерной особенностью младших школьников является умение управлять мышлением. Школьники начинают интересоваться явлениями и предметами, выделяя наиболее яркие признаки и наделяя ими воображаемые предметы.

Средние классы

В этот школьный период продолжается развитие образно-чувственного мышления, повышается любознательность.

Подростки

Чувства выходят на первое место, воплощаясь в образах и подростки начинают рисовать, сочинять стихи. Для них становится важной понятийная образная сфера, он погружен в образно-символический мир, а реальность отходит на второй план. Мыслительные процессы тесно связаны с восприятием. Отсутствие жизненного опыта мешает сопоставить воображаемую систему образов с действительностью.

Предлагаем ознакомиться  Желчегонные средства Pro.Med.CS Praha Урсосан - «Урсосан - инструкция по применению! Аналоги препарата, цена. Насколько необходимо восстанавливать печень? »

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами.

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях здесь.

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

  • Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
  • Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

Skype Icon
Whatsapp Icon
Telegram Icon
Instagram Icon

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Синтезирующее

Можно выделить два основных вида мышления:

  • теоретическое;
  • практическое.

Первое позволяет мыслить об отдаленных предметах и ситуациях, не находящихся в поле зрения, второе требует непосредственного участия органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха.

Образный тип мышления это

Тип  теоретического мышления человека можно разделить на:

  • понятийное – оно основано на уже имеющейся информации в виде устоявшихся понятий, на базе которых строятся новые выводы;
  • образное – когда в процессе рождения мысли сознание использует образы, воссоздавая их из памяти;
  • абстрактно-логическое – не использующее образы и формы, его применяют, когда нельзя положиться на наглядную форму.

Практическое мышление делится на:

  • Наглядно-действенное – осуществляется в процессе работы с предметами. Ярким примером такого мышления может стать процесс собирания пазла ребенком. Во время игры происходят тактильный контакт, мышление, рождение вывода.
Ребенок и пазл

Ребенок и пазл

  • Наглядно-образное – возможно при использовании образов, как дополнение к наглядной картинке. Примером такого мышления может стать дизайнерская работа, в которой человек видит имеющийся интерьер и, используя образы, размышляет на тему перестановки, ремонта или новой мебели.

Также мышление может быть аналитическим и интуитивным, в зависимости от степени развернутости во времени. Аналитическое мышление задействует логику и опыт и требует времени. Интуитивное основывается на ощущениях и отличается высокой скоростью протекания.

По степени новизны различают:

  • репродуктивное – рождающее выводы на базе имеющихся навыков, чаще всего по аналогии с каким-то примером;
  • продуктивное – создание решения на базе собственной изобретательности.
Продуктивное мышление

Продуктивное мышление

Одно из свойств вида мышления, характеризующегося опорой на представления и образы, – это разноплановость. В создании мысленного образа объекта участвует один или несколько его видов в зависимости от рода информации и от необходимого результата.

Пространственное

Пространственно-образное – это тип, который визуализирует объект в трехмерном измерении, помогает рассчитать расстояние, высоту и другие показатели, определить свойства опираясь на полученные в прошлом знания.

Закладывает умение работать с цифрами и размерами при решении логических и творческих задач.

Ассоциативное

В ассоциативном используются понятия и ощущения, возникающие при виде предмета или его названии. Этот тип мышления имеется у всех. Образы возникают из следов информации, оставленных в полушарии мозга.

Образный тип мышления это

Ассоциации бывают вкусовые, слуховые, обонятельные, визуальные и другие.

Конкретно-образное обеспечивает представление изменения предмета, его положения, не взаимодействуя с ним в реальности, а представляя его.

Важное свойство конкретно-наглядного вида – установление свойств и сочетаний предметов, которые выходят за рамки привычного. Эта форма доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Больше о том, что такое наглядно-образное мышление, когда формируется и каковы особенности его развития, читайте тут.

Визуальное

Основано на способности зрения проводить обработку информации, выделять определенные объекты из общего, запоминать картинку и воспроизводить ее целиком или по частям.

Предлагаем ознакомиться  Как улучшить логическое мышление

Образный тип мышления это

Это скоростной вид, который помогает переводить любые данные в визуальную форму, определять сходство и различие объектов, взаимосвязь деталей.

Художественное

Понятие освоения действительности и окружающего мира, объединяющее чувства, ощущения и смысл в образе – это то, как называют художественно-образное мышление. Оно способствует формированию, развитию и проявлению отношений, мыслей к происходящему или объекту. Художественно-образный тип, который характеризуется опорой на представления и образы, проявляет себя в искусстве.

Образно-символическое участвует в объединении знаний о ценностях и отношение к ним. Составляющие проецируются на объект или ситуацию и влияют на мотивацию и личностное отношение.

В ситуации нравственных отношений, образно-символический вид развивает нравственные категории.

Дошкольный возраст

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — подборка здесь), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

курс на развитие мышления

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой. В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены.

Абстрактно-логический тип

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта. Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.
  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.
  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Конкретно-предметный тип

Образный тип мышления это

Подборка конструктора, отлично развивающего конкретно-предметный тип мышления

Как и наглядно-действенное мышление, конкретно-предметный тип связан с прямым взаимодействием с предметами, но является его более развитым типом. Человек, обладающий конкретно-предметным мышлением, в отличие от маленького ребёнка, имеет цель и представляет результат своих действий. Такой тип мыслительной деятельности сопровождает прикладные операции, чаще всего в технической сфере. Оно позволяет «подстроить» определённые приспособления под конкретную ситуацию.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.
Предлагаем ознакомиться  Основные отделы головного мозга и их функции

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Образное мышление называется так потому, что его суть состоит в оперировании образами: оно помогает собрать всю информацию о предмете или явлении, которая была получена из окружающего мира посредством органов чувств, формирует общую картину и выдает ее в виде мысленного образа.

Оперирование образами характерно для познания и является обязательной его составляющей. Характеризуется обобщенным и опосредовательным отражением действительности, моделированием закономерностей на основе имеющихся знаний.

Функции и процессы мышления

тест какое полушарие ведущее

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала.

Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Все виды мышления выполняют четыре основные функции:

  1. понимание;
  2. решение задач;
  3. генерация собственных целей:
  4. рефлексия.

Образный тип мышления это

Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.

Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.

Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр.

Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией. Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем.

Девушка учится водить

Девушка учится водить

Это специализация правого полушария. Оно обрабатывает невербальную информацию и там же происходит ее визуализация. Отвечает за ориентацию в пространстве, восприятие творчества и самовыражение, воображение.

Правое полушарие головного мозга рассматривает задачу или проблему, не анализируя ее.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector