Будь мужиком
Назад

Насилие над детьми — что это такое

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 8 мин
0
1

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Жестокое насилие над детьми: как защититься

Многие не знают, как защититься и куда обращаться, если в семье дети подвергаются жестокому обращению. Несмотря на то, что существуют государственные службы, цель которых — предотвратить жестокое насилие над детьми в семьях, их эффективность под большим вопросом. Люди предпочитают терпеть, ждать, когда оно наконец-то закончится, надеются на лучшее.

Выход остается один — понимать, как распознать потенциального тирана, и тем самым защититься от насилия над детьми и женщинами в семье. Иногда исключить жестокое насилие над детьми в семье просто невозможно, но его можно предотвратить, заблаговременно распознав жестокого тирана.

Насилие над детьми в семье может быть совсем незаметным для глаза непосвященных. Мы не подозреваем, какая буря разыгрывается за дверью того или иного дома. Человек может быть с виду приличный, даже приятный и воспитанный, всегда поздоровается, скажет «спасибо», лишнюю копейку не возьмет и даже вернет обратно неправильно выданную сдачу. А за порогом своего дома превращается в жестокого домашнего тирана, творящего насилие над детьми и женщинами.

Жестокое насилие над детьми: последствия

Как страдают от насилия наши дети? Много литературы написано по этому поводу, есть много хороших советов. Но смысл в том, что последствия разнятся в зависимости от психологического склада характера человека. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает точную картину последствий жестокого насилия над детьми в семье.

Например, для детей с кожным вектором, обладающих сверхчувствительной кожей, жестокое обращение, побои и насилие в семье могут обернуться мазохистскими тенденциями или сценарием на неудачу. Дело в том, что в силу сверхчувствительности их кожи при малейшем ранении или боли их мозг выделяет естественные опиаты, направленные погасить эту боль. Таким образом человек привыкает, что после боли его ждет наслаждение, то есть чувство расслабленности.

Основная проблема еще в том, что ребенок, не получая в семье необходимого ощущения защищенности и безопасности, останавливается в развитии врожденных свойств. Например, потенциальный инженер или бизнесмен может вырасти вором, способным лишь на изобретение мелких мошеннических схемок.

Применяя жестокое насилие к детям с анальным вектором, мы взращиваем еще одного тирана и обидчика, не способного получать другого наслаждения от жизни, кроме как причиняя боль другим. Такие дети сами вырастают садистами, очень часто провоцируют драки, чтобы показать свою значимость и добиться уважения через насилие, что, конечно, очень негативно влияет на их жизненный сценарий.

Жестокое насилие над детьми со зрительным вектором может стать причиной разного рода фобий и панических атак. Такие дети не разовьют свой психический потенциал и навсегда останутся жить в страхах и неразвитых эмоциях. Жестокое насилие над детьми со звуковым вектором может привести к различным психическим расстройствам и болезням, таким как шизофрения, аутизм, депрессия, алкогольная и наркотическая зависимость.

Как уберечь
ребенка от насилия?

Памятка для родителей.

1. Расскажите детям об их правах: о праве на личную
неприкосновенность, о праве на защиту себя от физических посягательств любыми
средствами.

2. Приучайте детей к соблюдению строгих правил
поведения, к режиму и определенному распорядку дня и воспитывайте ответственность
за его соблюдение.

3. Учите ребенка отличать уважение к взрослым от
безусловного подчинения всем старшим.

4. Учите говорить "нет" любому, кто
намеревается причинить вред в любой форме - это право каждого.

5. По возможности дети должны находиться на улице в
кругу друзей, знакомых, им легче позвать на помощь.

6. Родители должны знать, куда и к кому ушел ребенок,
где его можно найти.

7. Убедите ребенка, что в случае опасности, чьих-либо
домогательств необходимо смело звать на помощь.

8. Выстраивайте доверительные отношения с детьми:
пусть они рассказывают Вам обо всем, что с ними произошло.

9. Объясните ребенку, что насильники запугивают детей,
чтобы они сохраняли в тайне.

10. Убедите ребенка, чтобы он не позволял незнакомцам,
а порой и знакомым трогать их, обнимать, целовать.

Предлагаем ознакомиться  Чем опасны одиночные желудочковые экстрасистолы?

11. Обращайте внимание на увлечение детей (какие
фильмы смотрят, какую литературу читают), с кем дружат.

12. Убедите ребенка не провоцировать насильников,
например, демонстрируя сотовый телефон, и объясните ему правила безопасности и
поведения с ним на улице.

13. Воспитывайте у ребенка требовательность и
ответственность за свое поведение: вызывающая одежда и аксессуары,
демонстративная форма поведения, т. е. виктимное поведение провоцирует
насильников.

14. Будьте осторожны при случайных знакомствах:

§ не спешите давать
свой телефон и адрес;

§ не ходите в гости
к малознакомым людям;

§ не садитесь в
автомобиль к незнакомому водителю;

§ не садитесь в
лифт с малознакомым мужчиной;

§ не заходите в
позднее время в подъезд с малознакомым мужчиной, группой подростков.

Насилие над детьми в семье: виды

Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи.

Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства (к которым с 1990 года относится СССР, а с 1999 года — Россия как правопреемник Советского Союза) принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

В Российском же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Приложение 2…. …………………………………………………………………..59

Приложение 3………………………………………………………………………61

Приложение 4………………………………………………………………………62

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка
без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не
в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей.
Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости
послушания со стороны детей.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем
было вести себя неправильно.

Пример: Ребенок постоянно обращается с
требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: Не дожидайтесь,
пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью
капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут,
поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои
чувства ребенку.

2.       Не предъявляйте к ребенку требований, которые не
соответствуют его возрасту и возможностям.

3.       Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи
ребенка: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка,
«что лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

4.       Учитесь владеть своими чувствами. Старайтесь
сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации,
которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5.       Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть
реагировать только на физическое наказание. Кроме физического наказания
существуют другие меры дисциплинарного воздействия. Возможно, поступок ребенка,
за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок
попал в трудную ситуацию?

Как
установить контакт с ребенком,

чтобы
предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом
исправлять.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Родители
могут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об
опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его. Для этого
необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые
отношения. В их установлении большую роль сыграют разговоры о ваших личных
проблемах.

Предлагаем ознакомиться  Как завести мужчину на расстоянии по СМС переписке, чтобы он возбудился? Слова и фразы, которые заводят и возбуждают парней, мужчин в стихах и прозе

Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует
времени. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые
маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми
людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе
неприятно».

Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе
сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что
взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти
тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя
соблюдать.

Четыре
заповеди мудрого родителя:

1.       
Не пытайтесь
сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо
всё знал и умел, но наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется
лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не
ругайте за то, что умеют другие!

2.       
Не
сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах
чужих детей просто как информацию.

3.       
Перестаньте
шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я
старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…».

4.       
Избегайте
свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску
(ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и
решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства
присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без
свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Приложение 2.

Особенности
поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость
по отношению к ребенку:

ü Противоречивые, путаные объяснения причин травм у
ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.

ü Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью
или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.

ü Обвинение в травмах самого ребенка.

ü Неадекватность реакции родителей на тяжесть
повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.

ü Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

ü Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки
в обращении с ребенком.

ü Обеспокоенность собственными проблемами, не
относящимися к здоровью ребенка.

ü Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

ü Признаки психических расстройств в поведении или
проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение,
неадекватность и пр.).

Формы работы
с семьей:

ü   Родительские собрания («Агрессивное поведение
подростков», «Конфликты семейного воспитания» и др.).

ü   Анкетирование родителей.

ü   Размещение информационных материалов на сайте ОУ («Как
формировать произвольность», «Эмоции и чувства», «В помощь родителям» и др.).

ü   Круглые столы с приглашением специалистов.

ü   Тренинги для
родителей и детей («Навстречу друг к
другу»; «Как стать успешным родителем» и др.).

ü   Индивидуальные и групповые консультации.

Формы работы
с педагогами:

ü   Беседы с классными руководителями («Как вести себя в случае
раскрытия насилия», «Как уменьшить изоляцию ребенка», «Насилие в семье и его
последствия» и др.).

ü   Мастер-классы («Конфликт – структура и сущность»,
«Кризисные периоды в развитии ребенка» и др.).

ü   Семинары («Как общаться с подростком», «Правовые
основы семьи» и др.).

ü   Деловая игра («Твои родители», «Домашнее насилие. Как
не попасть в такие отношения» и др.).

Формы работы
с детьми:

ü   Классные часы, беседы («Детки и предки» «Как вызвать
симпатию к себе» и др.).

ü   Тренинговые занятия («Позаботься о себе сам», «Моя
семья», «Что делать если…», «Как выжить, если вы в опасности» и др.).

ü   Индивидуальное и групповое консультирование.

ü   Размещение информационных материалов на сайте, стенде.

ü   Анкетирование учащихся («Жизненные ценности»,
«Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной
ситуации» и др.).

ü   Встречи со специалистами (юрисконсульт, врач);

ü   Коррекционно-развивающие занятия.

Приложение 3.

Памятка для родителей и специалистов, работающих с
детьми.

Что делать если ребенок сообщает нам о
насилии?

1. Отнеситесь к ребенку серьезно.2. Попытайтесь оставаться спокойными.3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребенка.4. Успокойте и поддержите ребенка словами.

«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно
сделал».

«Я тебе верю».

«Ты в этом не виноват».

«Ты не один попал в такую ситуацию, это
случается и с другими детьми».

Предлагаем ознакомиться  Эффект действия препарата Виагра на мужчин

«Мне жаль, что с тобой это случилось».

«Мне надо поговорить о том, что случилось
с ... (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они
постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие
секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего
обидчика или сердится на него.6. Терпеливо отвечайте на вопросы и
рассеивайте тревоги ребенка.7. Следите за тем, чтобы не давать
обещаний, которые вы не можете исполнить.

Приложение 4 .

Рекомендации
педагогам по профилактике

жестокого
обращения с детьми.

Главная задача в решении вопросов профилактики
жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с
родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может
заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и
предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода
насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное
предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося
насилию.

Эмоциональное состояние:

ü   низкая самооценка, пассивность;

ü   сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;

ü   беспокойство, повышенная тревожность;

ü   депрессивные состояния, печаль.

Поведение:

ü   оппозиционное; заискивающее, регрессивное;

ü   несоответствуюшая возрасту ответственность;

ü   саморазрушительное поведение (причинение увечий самим
себе, суицидальные мысли);

ü   возникновение различного рода отклонений в поведении:
агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект:

ü   снижение или полная потеря интереса к школе;

ü   задержка или резкое снижение уровня интеллектуального
развития;

ü   снижение познавательной мотивации и как следствие
устойчивая школьная неуспеваемость;

ü   нарушения речевого развития;

ü   заторможенность в ответах, при выполнении заданий;

ü   трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими:

ü   неумение общаться с людьми, дружить;

ü   отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое
дружелюбие;

ü   стремление любыми способами, вплоть до нанесения
самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых,
подозрительность и недоверие к ним;

ü   требование ласки и внимания или замкнутость,
стремление к уединению;

ü   агрессивность и импульсивность по отношению к
взрослым, сверстникам;

ü   роль “козла отпущения”.

Физическое состояние:

ü   маленький рост, недостаточный вес;

ü   гигиеническая запущенность, неопрятный вид;

ü   психосоматические заболевания, неврозы;

ü   постоянный голод и/или жажда;

ü   мастурбация.

Приложение 5.

Что должен
знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости
и насилия:

1. Законы о защите прав ребенка.

2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка
(органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту
фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).

3. Учреждения, оказывающие психологическую помощь детям
(ППМС-Центры), номера «телефонов доверия».

4. Последовательность своих действий в случае жестокости
и насилия.

5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в
том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.

6. Особенности поведения родителей или попечителей,
позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.

7. Последствия жестокого обращения, насилия:
психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.

8. Правила организации общения, установления контакта.

Сексуальное насилие

Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).

Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

Список литературы…………………………………………………………………51

Глоссарий…………………………………………………………………………..54

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Физическое насилие

Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector