Будь мужиком
Назад

Упражнения для развития тембра голоса

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 4 мин
0
2

Как объяснить понятие «тембр голоса»?

Что можно преподавать годами в музыкальных учебных заведениях? Почему для сценической карьеры музыкальное образование обязательно? Дело в том, что теоретическая часть музыки содержит очень много интересных вещей. Их невозможно повторить без помощи специалиста и без участия инструментов, но знать об этом будет полезно всем.

Возможно, не все знают, что тональность не полностью подчиняется генетическим факторам. Могут быть общими с родителями и родными только строение верхних дыхательных органов. Учитывая их пластичность, связки можно натренировать с помощью вокальных упражнений для развития голоса.

Чтобы понять механизмы развития голоса, нужно определить, что такое тембр? Музыканты в этот термин закладывают индивидуальные характеристики тональности, его богатство и теплоту.

В тембре отличают два фактора: ведущий тон и его конкретный оттенок – обертон. Если оттенок ведущего тона низкий и теплый, такими же характерами обладает и голос человека.

Женские певческие голоса

— драматическое (мощный голос с богатым средним регистром);— лирико-драматическое (промежуточный вид голоса);— лирическое (голос с мягким тембром, лучше всего удаются ноты второй октавы);— лирико-колоратурное (выделяются ноты головного звучания);— колоратурное (самый высокий голос, способный исполнять скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи и т. п.).

К классическим оперным партиям сопрано относятся партия Изольды в опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя, Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Татьяны из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского.

Следующий по высоте женский голос — меццо-сопрано. Его рабочий диапазон находится в пределах А3—А5. Этот голос отличается насыщенностью и полнотой звучания в «середине», а также мягкостью и объемностью звучания грудных нот. В русской музыкальной традиции тембр меццо-сопрано ощутимо отличается от центральных и высоких сопрано, для него характерен насыщенный, глубокий звук, немного тяжеловесный.

, Кармен из одноименной оперы

Упражнения для развития тембра голоса

, Маргариты из «Осуждения Фауста»

, Марины Мнишек из «Бориса Годунова»

Контральто — самый низкий из женских певческих голосов, обладающий широким диапазоном грудного регистра. Вокальный диапазон контральто — F3/G3—F5/G5. Этот голос отличается густыми, насыщенными нотами во второй октаве. В отличие от меццо-сопрано и сопрано, контральто может озвучивать все ноты малой октавы.

Предлагаем ознакомиться  Причины потери голоса и как быстро вылечить голосовые связки

Лучше всего обладательницам контральто удается исполнять низкие ноты. В опере для контральто композиторы часто писали партии молодых юношей. К оперным примерам контральто относят партию Вани из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки, Ольги из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, Орфея из «Орфея и Эвридики» К. В. Глюка.

От чего зависит тембр голоса?

Тембр голоса имеет свойство часто меняться, особенно у женщин. Например, в зависимости от настроения человека. Также существенное влияние играет текущее психологическое состояние человека, уровень его здоровья и степень усталости. При наличии таких факторов голос теряет яркость и становится монотонным.

Стресс вызывает напряжение плечевых мышц и верхней части спины. В тканях появляется тяжесть, что препятствует яркому звучанию.

При произношении звуков участвуют несколько органов, которые определяют его конечное звучание. Вот факторы, влияющие на качество воспроизведения звука:

  • плотность смыкания связок;
  • размер трахеи;
  • форма трахеи;
  • объем резонатора.

Это фундаментальные характеристики. Кроме этого, есть факторы, которые самопроизвольно меняют тон звука. К таким относятся:

  1. возрастной фактор. Если у детей всегда яркое звучание, то по мере взросления он меняется на более грубые тона;
  2. заболевания дыхательных путей, простуда. При простуде воспроизведение звуков становится низким и хриплым;
  3. вредные привычки. Курение и алкоголь очень сильно раздражают рецепторы дыхательных путей и связок. Голос постепенно становится грубым, тембр снижается. Поэтому артистам категорически нельзя курить;
  4. психологическое напряжение.

Упражнения для развития тембра голоса

Но эти факторы имеют временный характер. В этот период нет необходимости утруждать себя, прибегая к упражнениям для развития голоса. Тембр восстановится, как только раздражающий фактор будет устранен.

Как уже упоминалось, в этом поможет спектрометр. После того, как тип голоса будет определен, необходимо решить – каким хочется его услышать? В зависимости от этих желаний, подбираются песни для развития голоса и другие упражнения.

Также многие ай-ти специалисты знают, что голос можно изменить до неузнаваемости с помощью компьютерных программ. Есть даже слухи, что некоторые известные певцы не обладают певческим талантом от природы, а используют технически синтезированный звук.

Для постановки правильной тональности необходимы несколько условий:

  • расслабленное состояние плеч, живота и грудных клеток;
  • здоровое состояние;
  • пластичность языка и губ;
  • повторение определенных звуков.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то вторые требуют разъяснения. Пластичность языка и губ достигается с помощью выразительного произношения согласных букв. Для очищения связок следует громко и длинно произносить гласные буквы: ии, ээ, уу, ыы и т. д.

Специалисты считают, что регулярные тренировки в течение 2-3 недель дадут ощутимые результаты.

Мужские певческие голоса

Самым высоким из мужских голосов считается контртенор. Его вокальный диапазон находится в пределах E3—E5. Раньше встречался крайне редко, однако сейчас приобретает все большую популярность. Контртеноры, как правило, исполняют партии, изначально написанные для кастратов (певцов в эпоху барокко, которых кастрировали в мальчишеском возрасте, чтобы сохранить высокий голос), мужские партии, написанные для женских голосов, и фольклор. Писать партии специально для контртеноров начали только в XX веке.

Предлагаем ознакомиться  Постоянно испытываю страх и тревогу

Среди партий, предназначавшихся для кастратов, но сегодня исполняющихся контртенорами, называют Геркулеса из «Выбора Геркулеса» Г. Ф. Генделя, Ясона из одноименной оперы Ф. Кавалли, Аполлона, Зефира и Гиацинта из «Аполлона и Гиацинта» В. А. Моцарта. Партии Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, Амура из «Орфея и Эвридики» К. В.

— тенор-альтино (очень редкий тип голоса со звонкими верхними нотами, диапазон которого может доходить до F5);— лирический (обладает большой подвижностью и певучестью);— лирико-драматический (способен исполнять партии как лирического, так и драматического репертуара, однако в драматизме уступает драматическому тенору);

— драматический (сильный голос с ярким тембром);— баритональный (обладает чертами баритона и тенора, по силе звучания может приближаться и к лирическому, и к драматическому тенору, при этом верхний участок диапазона у него короче).К примерам партий, написанных для тенора, можно отнести Хозе («Кармен» Ж.

Бизе), Зигфрида («Зигфрид» В. Р. Вагнер), Отелло («Отелло» Д. Верди), Фауста («Фауст» Ш. Ф. Гуно) и многие другие. У тенора очень широкий оперный репертуар.Средний мужской голос — баритон. Вокальный диапазон баритона — А2—А4. Выделяют несколько видов этого голоса:— лирический баритон (легко звучащий, однако с характерным баритональным оттенком);

— лирико-драматический баритон (яркий и сильный, может исполнять и лирические, и драматические партии);— драматический баритон (обладает более глубоким звучанием, мощно звучит на центральном и верхнем участках диапазона);— бас-баритон (промежуточный голос между баритоном и басом, как правило, обладает менее свободным верхом, при этом нижние ноты более массивные, звучание в центральном регистре мощное, иногда напряженное).

Примерами баритона являются партии Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно), Дона Жуана («Дон Жуан» В. А. Моцарт), Онегина («Евгений Онегин» П. И. Чайковский).Самый низкий певческий голос — бас. Отличается очень глубоким и полным звучанием. Рабочий диапазон баса находится в пределах E2/F2—E4/G4. По высоте голоса различают следующие разновидности баса:

Предлагаем ознакомиться  Потеря голоса: лечение в домашних условиях

Разнообразие

— бас-кантанте (высокий бас, певучий, обладает светлым и ярким звучанием, может напоминать баритональный тембр);— центральный бас (ярко выраженный басовый тембр, насыщенное звучание нижнего диапазона, однако иногда певцы с этим типом голоса могут испытывать проблемы с нотами верхнего участка диапазона);

— бас-профундо (низкий бас, обладает особенно густым басовым колоритом, раскатистый тембр, короткий «верх» при глубоких и мощных низких нотах).Примеры баса можно услышать в партиях Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского, Квазимодо («Эсмеральда» А. С. Даргомыжского), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Ф. Гуно).

Как определить тембр?

Определить звучность тона без профессиональных знаний достаточно сложно. Но те, кто имеет представление о типах тембра, могут предположить о принадлежности тембра к тому или иному типу.

Есть специальное устройство – спектрометр. Он дает более точные результаты. Устройство анализирует тональность звука и поможет отнести к той или иной категории. Оно состоит из микрофона и усилителя голоса. Фильтры, встроенные в устройстве, воспринимают звуковые сигналы, делят их на мелкие составляющие и выдают результат. Для определения типа своего тембра необязательно петь. Прибор умеет анализировать даже в обычном темпе разговора.

Многим интересно, как они звучат со стороны. Некоторые, впервые услышав себя со стороны, бывают удивлены или шокированы. Дело в том, что ввиду анатомических особенностей, мы слышим себя по-другому, через внутренние звуковые каналы. Наше среднее ухо искажает звуки.

Есть простые варианты определения. Самый доступный из них – записать свою речь на диктофон и прослушать. Лучше всего, если это сделает другой человек, незаметно. Это будет более естественная версия.

Другой способ – зажать одно ухо ладонью и проговорить или петь. Этот нехитрый прием снижает искажение через внутреннее ухо, и мы услышим собственную персону максимально похожей на то, как нас слышат другие.

От чего зависит

Если собственный тон не нравится, то не стоит расстраиваться. Его можно полностью скорректировать с помощью специальных упражнений или тренировок голоса для пения.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector